Управлять своим психическим состоянием

сознании сразу же проплывает предстоящий

Такое положительное состояние человека — одно из важнейших условий, определяющих успех и безопасность его деятельности, в то время как отрицательный настрой снижает его потенциальные возможности, ухудшает работоспособность. Так, рассеянность приводит к отклонениям в области ощущений, восприятий, оперативной и долговременной памяти, к ослаблению волевой активности.

В летной практике немало примеров, наглядно подтверждающих эти положения. Порой достаточно опытные авиаторы при стрельбах или бомбометаниях допускали непростительные ошибки и, наоборот, менее подготовленные успешно решали аналогичные задачи. Причина такого на первый взгляд парадоксального явления — неумение одних и умение других управлять своим психическим состоянием, мобилизовать в определенный момент все свои возможности.

Состояние непосредственной готовности летчика к полету характеризуется внутренней настроенностью, собранностью, концентрацией внимания, всех сил на выполнение предстоящих в полете приемов и действий. Оно предопределяется опытом, натренированностью авиатора, уровнем развития его моральных, психологических и физических качеств. Вполне понятно, что нужна и специальная педагогическая работа в этом отношении. Причем ее успех зависит не только от методического мастерства командира (летчика-инструктора), но и от самого летчика, его умения собраться, настроиться на нужный лад.

Коллектив нашего Черниговского высшего военного авиационного училища летчиков поставил перед собой задачу изучить процесс формирования у молодого летчика (курсанта) психического состояния непосредственной готовности к выполнению полетного задания. 8 результате бесед со многими командирами, инструкторами и курсантами, личных наблюдений был сделен вывод, что этот процесс условно можно разделить на несколько этапов.

Первый — этап предварительной подготовки к полетам. «Пусковым сигналом» к развитию активного психологического состояния является получение полетного задания. На важность этого моменте при анализе своих самонаблюдений указывают многие летчики и курсанты. «8 сознании сразу же проплывает предстоящий полет,— отмечал курсант А. Фещенко. — И я мысленно уже представляю его». Об аналогичном состоянии говорили и другие молодые авиаторы. Учитывая это, предусмотренные плановой таблицей задания до исполнителей следует доводить кратко, ясно, четко. Нежелательны различные недомолвки.

Post Navigation

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *