Тренаж как самостоятельный элемент в системе подготовки

летчик запустил двигатель и прослушивает

Полет, как и любой другой вид трудовой деятельности, имеет начало, продолжение и конец. Начальный период характеризуется пониженной продуктивностью работы и даже ошибками. Но если в ряде профессий период врабатывания отрицательно сказывается лишь на производительности труда, то в летной деятельности он связан с безопасностью полета.

Большинство курсантов не отмечают тренаж врабатывания как самостоятельный элемент в системе непосредственной подготовки к полету, И это не случайно: в практике он нередко исключается, сразу за посадкой в кабину следует запуск двигателя. Это объясняется, в частности, тем, что не все еще понимают значение единой цепи «воображаемый полет — тренаж врабатывания», а в ряде случаев — нехваткой времени. Курсант должен заправить прилетевший самолет, осмотреть его, а по плановой таблице уже приближается момент запуска. «Иногда, — вспоминает курсант В. Брагиш, — в кабину садился поспешно, ничего в ней не успевал продумать. Тогда и начинались ошибки в действиях, бывало, что и привязные ремни перепутаешь».

Вероятно, целесообразно было бы разрешить курсантам летных училищ осматривать самолет до заправки топливом, в обязанности по проверке этой операции возложить на техника самолета. Это позволит высвободить время, необходимое для тренажа врабатывания. Хотелось бы кратко остановиться на третьей причине. Наверное, следует обучать основам авиационной психологии не только летчикоа-инструкторов, но и технический состав. В практике летного обучения еще, к сожалению, встречаются факты недопонимания членами технического экипажа состояния летчика и сложного процесса его настройки на полет. «Зачем садитесь в кабину, — спрашивает иногда у курсанта техник, — ведь до вылета еще двадцать минут?».

Другой случай. Летчик запустил двигатель и прослушивает эфир. Он уже весь «живет» полетом. А в это время техник самолета, ничего не говоря, согласовывает компас, проверяет лампочки на табло, трогает тумблеры. Между тем все это обязан сделать летчик, достаточно ему подсказать, если он что-то забыл. «Когда техник сам начинает что-то делать в кабине, — замечает курсант М. Мых, — появляется какое-то неприятное чувство раздражения».

Post Navigation

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *