Испытания нового стыковочного агрегата

стыковочное устройство срабатывало без малейших нарушений принятой

Так мы «скруглили» орбиту. Ее высота около 225 километров, период обращения 68,9 минуты и наклонение 51,8 градуса соответствовали тем параметрам, что требуются для круговой «монтажной» орбиты в будущем совместном полете. Дважды мы провели одну из важных для будущего полета операций. В бортжурнале они сформулированы так: «Эксперимент по выдаче кораблю «Аполлон» разрешения на старт». Это не означает, что команда на старт американскому кораблю будет выдана с орбиты — для этого существует Центр управления пилотируемыми полетами. Но дело в том, что ровно через семь с половиной часов после своего старта «Союз» должен пройти над американской стартовой площадкой и иметь орбиту, максимально приближенную к совместному полету. Вот эту готовность нашего корабля к встрече с «Аполлоном» мы и проигрывали.

Большое внимание в полете «Союза-16» уделялось испытаниям автоматической системы и отдельных узлов нового стыковочного агрегата. Такие агрегаты успешно прошли испытания в Хьюстоне (США) на динамическом стенде, снабженном комплексом вычислительных машин. Состоялись они и в Москве, в Институте космических исследований. Но хотелось убедиться в надежности агрегата и в космосе: вакуум, огромные перепады температур, радиация — вещи весьма неприятные. Поэтому «Союз-16» не только был снабжен новым стыковочным агрегатом, но и специальным устройством, позволяющим отрабатывать наиболее важные и ответственные операции стыковки — стягивание, совмещение, срабатывание защелок. Кольцо этого устройства оказывало на стыковочный агрегат «Союза» такое же динамическое воздействие, что и реальный «Аполлон». Словом, мы имели возможность опробовать эту систему даже при отсутствии в полете второго корабля. Стыковочное устройство срабатывало без малейших нарушений принятой кинематики составных узлов и элементов.

Чтобы избежать десатурации — вымывания азота из организма космонавтов, что всякий раз приходится делать при переходе человека из атмосферы с высоким давлением в атмосферу с низким давлением, решено было в совместном полете «Союза» и «Аполлона» несколько сблизить атмосферы внутри кораблей. Это позволит сократить «отсидку» а стыковочном отсеке «Аполлона» при переходе, а десатурацию исключить вовсе.

Для «Союза» сблизить атмосферу с атмосферой «Аполлона» означает снижение ее давления и повышение процентного содержания кислорода. Эту операцию также предстояло отработать в полете. По программе испытаний модернизированной системы жизнеобеспечения давление в отсеках «Союза-16» снижалось до 520 миллиметров ртутного столба, а чтобы не нарушились процессы дыхания, одновременно повышалось содержание кислорода до 40%. Проверка показала, что система работала исправно, никаких неудобств мы не почувствовали.

Post Navigation

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *